Мастерство «тайцзи» (тайцзигун 太极功) в передаче мастера Ли Ляня (李琏)

(предварительный перевод Милянюка А.О.)

 

I. Четыре начальные практики мастерства (чу сы гун 初四功)
(представляют собой техники «стояния столбом» (чжуангун 桩功))

1. Горизонтально вытянутая рука (дань пиншоу 平手)

2. Две горизонтально вытянутые руки (шуан пиншоу 平手)

3. Поднимание треножника (цзюй дин 举鼎)

4. Растягивание лука (кай гун 开弓).

Назначение практик:

1) «Центрирование» (чжундин 中定)

2) Сила-цзинь шести направлений (лю мянь цзинь六面劲)

3) «Погружение изначальной энергии-ци» (чэнь юаньци沉元气)

4) Вытесняющая сила-пэн на все восемь сторон (бафан пэн чу 八方掤出)

 

II. Четыре практики мастерства среднего уровня (сы чжун гун四中功)

1. Гора Тайшань сердится (тайшань шэнци 泰山生气)

Другой вариант: “От горы Тайшань поднимается энергия-ци” (тайшань шэнци 泰山升气).

2. Жемчужина на дне моря (хай ди чжэньчжу 海底珍珠)

3. Взмахнуть кнутом (ян бянь ти доу 鞭提抖)

4. «Нефритовая дева втыкает иглу» (юйнюй тоу чжэнь 玉女投针)

Другое название «Феникс взмахивает крылом» (фэнхуан дань чжань чи 凤凰单展翅), а в просторечии также называют «быстро капающие капли воды» (дилю цан и 滴流仓弋).

Выполняется в стойке «бинбу» без смещения центра тяжести, тренируются две разных силы – «отбрасывания» и «притягивания», которые затем объединяются в одну и становятся техникой «тайцзигун».

 

III. Практики мастерства высшего уровня (лю гао гун六高功).
(представляют собой техники для раскрытия “восьми чудесных каналов” (тун ци цзин ба май 通奇经八脉). В некоторых книгах по тайцзицюань много места уделяется теме связи тренировочного процесса тайцзицюань с 12-ю обычными энергетическими каналами (цзин-ло 经络) по которым в течение суток циклически от органа к органу движется энергия-ци. На самом деле, это процесс естественный и не требует человеческого вмешательства, что может только навредить здоровью.

1. Черепаха поджала лапы и регулирует дыхание (гуй фу тяо си ).

(состоит из двух техник: “Черепаха непрерывно растягивает спину” (гуй бэй мянь龟背绵) и “Лягушка заглатывает воздух» (хама ци蛤蟆气). Назначение техник в раскрытии канала думай (督脉) и пропускании энергии через поры всего тела (цюаньти фа чжи юй мао全体发之于毛)).

2. Цикада в неподвижности слушает шум ветра (чань цзин тин фэн 蝉静听).

(техника для улавливания информации на расстоянии через внутренние ощущения (цзюэ觉), а также для раскрытия «сквозного центрального» канала (чунмай 冲脉)).

3. Большое колебание горы (да хань шань 大撼山).

(техника для раскрытия “переднесрединного меридиана” (жэньмай 任脉).

4. Малое колебание горы (сяо хань шань 小撼山).

(техника для раскрытия меридианов иньцяомай (阴跷脉), янцяомай (阳跷脉), иньвэймай (阴维脉), янвэймай (阳维脉))

5. Облака Небес и твердь (глина) Земли (сяо-жан юнь ни 宵壤云泥).

Другое название: “Феникс раскрывает крылья” (фэнхуан чжань чи 凤凰展翅).

Техника предназначена для раскрытия “поясного меридиана” (даймай 带脉), а также для тренировки воздействия на противника действий с дыханиями “хэн” (亨) и “ха” (哈).

6. Изобилие слева и справа (цзо-ю юйжу左右裕如).

Другое название: “Притворно противостоять на востоке, а реально убивать на западе” (дун дан си ша 东挡西杀).

Практики мастерства среднего и высшего уровня предназначены для блокировки легочного дыхания, что усиливает «эмбриональный» и «кожный» типы дыхания, а это, в свою очередь, позволяет переключаться на получение так называемой «прежденебесной» энергии.

В алхимическом плане этим достигается эффект «возвращения от старости к юности» (фань лао хуань тун 返老还童), а в боевом применении это позволяет использовать анаэробный тип дыхания, позволяющий в разы увеличить скорость движений. По данным современной науки, в течении первых трех минут можно вообще не использовать аэробный гликолиз[1], чем пользуются многие борцы и боксеры когда необходимо в кратчайший срок «сломать» противника. «Скоростной, прикладной комплекс» тайцзицюань (куайцзя 快架, юнцзя 用架), состоящий из более чем семидесяти кулачных форм, исполняется в течение двух – двух с половиной минут, что невозможно для обыкновенного человека с аэробным дыханием, он просто задохнется. По воспоминаниям современников в поединке с Ян Лучанем никто не мог выдержать более двух-трех минут. Его необычайная скорость непосредственно связана была с теми упражнениями «внутреннего мастерства», которые практиковались в его семье.

Один из главных популяризаторов тайцзицюань стиля Ян мастер Ян Чэнфу, к сожалению, по состоянию здоровья скоростной комплекс не изучал, не пожелал его изучать и сын Ян Шаохоу, не выдерживший трудностей тренировки. Следует напомнить, что от Ян Лучаня в период тренировочного процесса пытался сбежать из дома его сын Ян Баньхоу, а другой сын Ян Цзяньхоу хотел повеситься. У Тунань, во время обучения у Ян Шаохоу, бросался в колодец чтобы утопиться.

Очевидно, что реальный боевой тайцзицюань совсем не похож на «медленный оздоровительный танец» для больных и немощных людей, как это обычно себе многие представляют. Часто за боевое искусство тайцзицюань принимают «тренировочный комплекс» (ляньцзя 练架), который действительно более расчитан на оздоровительный эффект и только закладывает основу для тренировки «кожного» и «эмбрионального» типов дыхания. В последующем они будут эффективны в реальном боевом искусстве комплекса «сяоцзя».

 

IV. Дополнительные техники

1. Упор-као на уровне семи цуней (ци цунь као 七寸靠).

Предназначается для растяжки мышц и сухожилий ног и поясницы, вырабатывает способность выполнения приемов-чжао на нижних уровнях

2. Парные удары кулаками на ходу с раскачкой (ю дан чуй 游荡捶).

Используется также для функциональной активизации области даньтянь.

3. «Наклеивание на обелиск» (те бэй ).

Особая техника «выпуска силы», которую преподавал Ян Лучань ученикам ближайшего круга по приезду в Пекин.

4. «Сшибание» (пэн чжуан 碰撞).

Другая особая техника «выпуска силы», которую преподавал Ян Лучань ученикам ближайшего круга по приезду в Пекин.


[1] Более подробно об этом, с приведением последних научных данных, вы сможете в готовящейся сейчас к изданию книге Ли Ляня «Подлинная традиция прикладного комплекса тайцзицюань мастера Ян Шаохоу»

Практики более высоких уровней мастерства будут добавляться по мере их полной передачи Учителем Ли Лянем

Bookmark the permalink.

Comments are closed