Перечень упражнений
Настройка в «позиции тайцзи» (тайцзи ши 太极势).
- Подготовительное упражнение (юйбэй ляньси 预备练习).
- Раскрытие и прочистка меридианов через проведение по ним энергии-ци (тун ци 通气).
- Собирание энергии-ци «шести сторон» (цай лю фан чжи ци 采六方之气).
- Активизация важнейших биологически активных точек касанием пальцев (дянь сюэ 点穴).
- Активизация меридианов рук (цуцзинь шоуцзиньмай 促进手经脉).
- Активизация меридианов ног (цуцзинь цзуцзиньмай 促进足经脉).
- Растягивание позвоночника (ла цзичжуй 拉脊椎).
- Вращение суставов конечностей и позвоночного столба (чжуань гуаньцзе 转关节).
- Шаги (буфа 步法).
- Растягивание лука (кай гун 开弓).
- Ладони инь-ян (инь-ян чжан 阴阳掌).
- Шаги вперед и назад с растягиванием лука (цзиньбу кайгун 进步开弓, туйбу кайгун 退步开弓).
- «Пальцы-мечи» в стойке «наездника» (цзянь чжи мабу 剑指马步).
- «Парение рук» (пяо шоу 飘手).
- «Вбирание» и «выпускание» энергии-ци (цай ци 采气, фа ци 发气).
- «Растягивание» поля энергии-ци (лакай цичан 拉开气场).
- «Отрок молится Будде» (тунцзы бай фо 童子拜佛).
- Завершение тренировки, массаж (шоугун 收功, аньмо 按摩).
Занятия проводятся
- Милянюк Андрей :: Каждое воскресенье с 10-00 до 13-00 по адресу город Москва, Посланников переулок, дом 5 строение 11, группа цигун и тайцзицюань.
Вступительное слово из книги Чжоу И, Милянюк А.О. «Лечебно-оздоровительные комплексы цигун мастера Чжоу И»
Предлагаемый вниманию читателя комплекс цигун имеет целый ряд особенностей. Специфика его отражена уже в самом названии, которое происходит от сокращения двух китайских слов «тайцзицюань» (太极拳) (вид кулачного искусства «внутреннего» направления) и «цигун» (气功) (искусство управления внутренней энергией-ци).[1]
С одной стороны, эта система упражнений включает в себя все, что присуще другим видам цигун, а именно: профилактику и лечение разного рода заболеваний, совершенствование физиологических и духовных возможностей человека (вплоть до сверхспособностей) на основе представлений традиционной китайской медицины.
С другой стороны, данный комплекс закладывает фундамент для выработки особых качеств и базовых видов некой «внутренней» силы, необходимых в кулачном искусстве тайцзицюань. Без них он теряет свой подлинно «внутренний» смысл и превращается либо в медленный красивый танец, либо в замаскированное под тайцзицюань, но, все же «жесткое», «внешнее» ушу. А ведь именно во «внутренней работе» (нэйгун 内功) сокрыты секреты этого удивительного древнего искусства.
Раньше, к упражнениям нэйгун ученика допускали в самую последнюю очередь, после церемонии «поклонения Учителю как отцу» (байши 拜师), только тогда он становился вхож в дом Учителя наравне с его родными и посвящался в истинные секреты его школы. К этой церемонии в традиционном Китае обычно шли многие годы, а в это время учеников «обучали кулачным техникам, но не методам достижения мастерства» (цзяо цюань бу цзяо гун 教拳不教功). А могло так случиться, что и после долгих лет суровых испытаний и проверок ученик так и оставался «за воротами» учительского двора, не имея возможности стать подлинным «преемником» (туди 徒弟), получить «истинную передачу» (чжэнь чуань 真传) мастерства Учителя. Но в те суровые времена такая ситуация была оправдана. Выбор Учителя определялся строгими представлениями о «воинской добродетели» (у дэ 武德), наличием у ученика высоких нравственных качеств. Обучить недостойного считалось для Учителя «потерей лица» (дю лянь 丢脸), а страшнее этого в традиционном китайском обществе невозможно было ничего и представить.
В наше время многое в мире изменилось. С появлением современных видов оружия не таким уж страшным кажется искусство кулачного боя, постепенно уходит в прошлое институт наставничества, не слишком строго соблюдаются нормы отношений Учителя и ученика, да и само понятие «Учитель» все больше вытесняется спортивными терминами «тренер», «инструктор» и т.д. Бешеный ритм жизни современного человека не позволяет отдавать столько же времени, сил тренировкам и своему наставнику, сколько тратили в старые времена. Да и наставники уже далеко не те, большинство из них также поглотило бремя мирских забот.
И потому именно сейчас, чтобы древнее искусство не умерло, не деградировало, чтобы послужило здоровью, духовному совершенствованию и личной безопасности людей, необходимо как-то адаптировать его к современности. Для этого, наверное, нужно более широко раскрывать людям те ценности, к которым раньше приходили только через сложный ритуал многолетних межличностных взаимоотношений.
Китайский мастер Чжоу И искренней передачей древней традиции дает нам именно такую возможность. Этот комплекс — его подарок для тех, кто стремится к духовному и физическому совершенству.
При написании книги мы столкнулись с рядом проблем в изложении материала, связанных прежде всего с тем, что на разных уровнях мастерства существуют различные по сложности варианты выполнения одних и тех же упражнений. В результате, мастер Чжоу И решил представить в книге только те варианты, которые используются на начальном этапе «закладывания фундамента». Более продвинутые техники ученики смогут получить в инструкторской группе исследовательского общества «Тайцзи», созданного нашим дорогим учителем. Представленная читателю книга далеко не в полной мере охватывает наследие Чжоу И. Надеемся, в будущем мы подготовим книги по другим его техникам, а также по комплексам тайцзицюань, по комплексам с оружием и методам реального практического боя. На данный момент нашей задачей являлось зафиксировать базовые идеи и комментарии Чжоу И к теории и практике его искусства. Это важно сделать именно сейчас, когда под личиной «секретных» учеников мастера появляются проходимцы, никогда у него не учившиеся, но пытающиеся делать свои грязные деньги под чистым именем Учителя, нанося вред здоровью доверчивых людей.
[1] Не следует путать систему «тайцзигун» мастера Чжоу И с комплексом «тайцзи цигун» известного в США и России популяризатора методов китайской оздоровительной культуры Мантэка Чиа (Мантак Цзя). Также не нужно смешивать это название с одноименными названиями сборника трудов семьи Сун и их древней семейной школы тайцзицюань.