Мастер Лю Тежун

%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d1%80%d0%b5%d1%82

Мастер Лю Тежун

Мастер Лю Тежун родился 5 декабря 1950 года в Пекине. Жил с родителями в традиционых улочках «хутунах» «старого города». Мать была дочерью Ван Ланьтина (王?亭), известного мастера стиля саньхуан паочуй (三皇炮捶), состоявшего в тайной охране императора.

С возраста восьми-девяти лет Лю Тежун начал интересоваться ушу, благо среда, в которой он рос, располагала к этому: Пекин в то время был местом, где боевое искусство переживало пик развития в связи с тем, что в «старом городе» проживало много выдающихся мастеров ушу и разные школы практическими знаниями благодаря дружеским контактам и взаимному влиянию. Лю Тежун поначалу, не обучаясь ни у кого конкретно, наблюдал за теми, кто занимался по соседству, в парках, многим мастерам нравился любопытный мальчишка и они учили его различным элементам базовой техники ушу (цзибэньгун 基本功) а также приемам бросковой техники (шуайцзяо 摔跤).

Так получилось, что у матери Лю Тежуна не сохранилось детских воспоминаний о том, что ее отец Ван Ланьтин занимался ушу и был мастером: сыхэюань (四合院) — традиционное китайское жилище разделено на несколько дворов; отец тренировался на заднем, где женщины не должны были появляться. Лю Тежун был еще мальчиком, когда однажды из разговоров соседей, занимавшихся ушу, она узнала, что ее отец считается выдающимся мастером. Мать рассказала об этом сыну, дав ему наказ стать образованным человеком и пойти по стопам деда в изучении боевых искусств. Это произвело на мальчика неизгладимое впечатление.

Пятнадцатилетним подростком Лю Тежун часто ходил в парк Цзиншань. В то время там тренировались вместе два знаменитых мастера: У Биньлоу (吴斌楼), считавшийся на тот момент одним из десяти сильнейших мастеров Пекина, основатель пекинского направления стиля чоцзяо (戳脚), и Цяо Дунмин (乔东明), который не был столь известен, но уровень его мастерства был не менее высок. Через несколько месяцев наблюдений за тренировками, Лю Тежун принял решение — он захотел стать учеником Цяо Дунмина. Мастера пришлось долго уговаривать, но когда он поверил в серьезность намерений молодого человека, то дал свое согласие. Процесс обучения происходил без официального посвящения в ученики (байши 拜师) так как в стране начиналась «Культурная революция» и подобные «феодальные пережитки» были строжайше запрещены. Поначалу Цяо дунмин давал первые три базовых комплекса «длинного кулака» чанцюань (长拳) (не путать с современными спортивными комплексами), а затем перешел к освоению различных техник, относящихся к стилю чоцзяо фаньцзы цюань (戳脚翻子拳).

Цяо Дунмину на тот момент было уже больше семидесяти лет. Он занимался каждый день по три раза Помимо мастерского владения чоцзяо, он был специалистом по использованию различного вида тайного оружия, владел в числе прочего редкой и очень сложной техникой «летающего метеорита» — выполнял упражнения с бронзовым грузом в форме головы дракона размером с кулак, закрепленным на веревке длинной восемь-десять метров.

«Культурная революция» сильно ударила и по семье Лю Тежуна: были конфискованы или уничтожены хранившиеся в доме ценности и реликвии, оставшиеся в наследство от Ван Ланьтина, погибли ценнейшие рукописи по каллиграфии, которой увлекалась мать юноши. Семья стала жить очень бедно, молодой человек еще не зарабатывл себе на жизнь, но он чем мог помогал своему учителю Цяо Дунмину, выполнял работу по дому, зимой топил печь. Отношения между учителем и учеником сложились очень теплые, по настоящему родственные. Цяо Дунмин прожил практически сто лет. У него было замечательное здоровье. Он частенько говаривал, что считает своим расцветом возраст между шестидесятью и семидесятью годами.

Со своим вторым учителем Ма Цюаньфу (马全福) Лю Тежун познакомился в возрасте тридцати с небольшим лет, мастеру на тот момент было около пятидесяти. Встреча произошла случайно. Ма Цюаньфу опоздал на встречу представителей различных школ ушу, когда вошел в зал, мест уже не было. Лю Тежун заметил это, уступил мастеру свое место и позаботился о нем, предложив ему чай и фрукты. Ма Цюаньфу понравился вежливый молодой человек, он расспросил его кто он и чем занимается. Оказалось, что Ма Цюаньфу был хорошо знаком с его учителем, после этого предложил Лю Тежуну пойти к нему в ученики.

Ма Цюаньфу называл то, чем занимался «четыре искусства трех мастеров в едином сплаве» (сань мэнь сы и ), у него было три учителя, у которых он обучился тайцзицюань стиля Ли (Ли ши тайцзицюань 李式太极拳), багуачжан (八卦掌), шаолиньцюань (少林拳), жуитунбэй (如意通背). Занятия боевым искусством было единственной страстью в жизни Ма Цюаньфу. Особенностью его преподавания было следование реальному применению кулачной формы в бою, исследование связей между стилями, рассмотрение одного и того же движения или приема с позиций разных школ. При этом он не занимался кропотливой систематизацией изучаемого материала, учил без записей, искренне передавая ученикам все, чему научился сам. Всего вместе с Лю Тежуном у учителя Ма было шесть ближайших учеников. Учитель был довольно суров и те, кто не удовлетворял его по характеру, отношению к тренировкам, образу жизни, надолго в учениках не задерживались. А вот трудолюбивый и упорный Лю Тежун стал самым близким и любимым его учеником, он как бы стал членом семьи мастера и проводил вместе с ним все свободное время.

Ма Цюаньфу ушел из жизни рано, не достигнув семидесятилетнего возраста. Он был потомком знатной аристократической семьи, поэтому события «культурной революции» сильно отразились на нем и нанесли непоправимый урон его физическому и психическому здоровью.

Лю Тежун как и его учителя старается сохранить и передать полученные им традиции боевого искусства. У него много учеников как в Китае, так и зарубежом. Немало учеников теперь и в России.

В настоящее время Лю Тежун является заместителем главы правления Всекитайской ассоциации тайцзицюань стиля Ли, судьей высшей категории на соревнованиях по различным стилям ушу.

Bookmark the permalink.

Comments are closed